Отзыв-рецензия зрителя (подполковник ВДВ Анатолий Киреев)
А зори здесь кровавые… Никогда раньше не писал рецензий на фильмы (и даже кратких отзывов нигде не оставлял). Но вот уже несколько часов прошло после просмотра фильма «Батальонъ», а меня все не отпускает… Весь сеанс напирали эмоции и под конец получил мощнейший катарсис: ком под горло, руки дрожали и слезы несколько раз наворачивались! Даже в метро, когда домой ехал, пришлось украдкой платок доставать… Вот что значит – волшебная сила искусства! Она не в точном копировании реальности, иначе всем хватало бы документальных лент и фото. Ее задача донести до зрителя точку зрения автора на сюжет, передать заряд нужных эмоций, сделать так, чтобы была раскрыта мысль, создано соответствующее настроение… И это коллективу создателей «Батальона» несомненно удалось! Зал был почти весь заполнен, и на финальных титрах большинство аплодировало стоя! Этот фильм – настоящее событие в жизни нашей киноиндустрии. Ничего подобного по силе художественного высказывания лично я не видел в российском прокате уже много лет! Последнее, с чем можно сравнить (в т. ч. по схожести сюжета – о трагической судьбе женщин на войне), это великий советский фильм «А зори здесь тихие». Эта тема настолько захватывающа, что китайцы с нашим участием даже сняли многосерийный римейк. Из удачных иностранных аналогов можно отметить «Солдат Джейн», но в том кино мотивация у главной героини совсем другая. Она одна там проходит через «казарменные круги ада», чтобы потом, закалив тело и характер, проявить себя на учениях. В нашем же фильме целый батальон русских Жанн Д’Арк готов добровольно отдать жизнь за Родину на реальной войне, а это «две большие разницы»! Кто обладает истинным пониманием того, чем отличаются даже самые тяжелые учения, после которых якобы «легко в бою», от настоящих боевых действий, только тот сможет оценить величие ПОДВИГА этих девушек! Да, забыл представиться… Я – не кисейная барышня или экзальтированная девица, как можно представить по первому абзацу, а офицер ВДВ с тридцатилетним стажем (не «замполит», не тыловик, а командир и штабник), 2 года провел в 4-х «горячих точках» (и женщин там встречал похожих на героинь фильма!), имею боевые награды и контузию. Насмотрелся и наслушался на войне всякого (а также нанюхался, нащупался и даже «нализался» несколько раз – были поводы…), так что прочувствовал атмосферу войны всеми органами чувств, и всеми фибрами души ее профессионально ненавижу!!! И нужду терпел, и друзей терял, чужие раны и смерти видел и сам под смертью ходил не раз… Кто через это прошел – не забудет «сопутствующую» гамму ощущений никогда! И вот эта самая «атмосфера» в фильме передана великолепно! Видно, она одна для всех войн во все века человеческой истории… Я – циничный мужик с притупленным восприятием, и то порой бывало нелегко ее переносить (прежде всего, из-за груза ответственности за свое дело), а женщина – существо эмоциональное, ей втройне тяжелей! Прошу меня простить, дальше буду приводить и другие свои «ассоциации», но ведь и в этом одна из задач фильма: заставить каждого зрителя «примерить на себя» черты героев, их поступки, понять, а смог бы он так же отринуть спокойную жизнь и пойти в горнило опасности. А у меня лично нашлось очень много «параллелей» с персонажами фильма. Среди моих сослуживцев было немало представительниц прекрасной половины человечества, но все они совсем не похожи на голливудских «амазонок», для которых главное в военном имидже – глубина декольте и брутальность общего вида. Реальная служба, а тем более – в боевой обстановке, не оставляет дамам в погонах ни сил, ни времени на то, что чаще всего стремятся показывать в «популярном кино милитари-стайл». Моей двоюродной бабушке довелось повоевать в Великую Отечественную, и не абы где, а в женском подразделении СМЕРШ (ей 92 года, и дай Бог ей здоровья!). От нее я слышал немало подлинных историй о женском житье-бытье на фронте. Они полностью совпадают с моими собственным «впечатлениями». Именно поэтому меня «зацепило» практически с первых же кадров, и не «отпускало» потом полдня!.. В фильме на фоне реалистично созданной эмоциональной составляющей, совершенно не режут глаз многие нелепицы и «косяки», которые взгляд военного человека отмечает даже непроизвольно. Например, в фильме есть несколько сцен, где девушки в строю стоят несколькими шеренгами вплотную друг к другу, «ощетинившись» винтовками, словно копьями, явно в готовности в том числе и к открытию огня. Такой сплоченный строй выглядит, конечно, зрелищно! Наверное, таков был замысел режиссера, проводившего «параллели» с известными батальными фильмами о древнерусском воинстве. Плюс к тому, возможно, так показана неопытность «контингента», расположившего дульные части своего оружия на плечах впереди стоящих подруг. Ибо я не завидую тому, рядом с чьим ухом грохнет «мосинка». Да и попасть в свои передние ряды шанс велик. К I Мировой войне огнестрельное оружие стало гораздо эффективнее холодного, которое пехота раньше успешнее применяла именно в плотном строю. Поэтому массовое принятие на вооружение нарезных ружей привело к резкому увеличению расстояний между бойцами в боевых построениях всех армий мира по фронту и в глубину. Наступление стало вестись не колоннами, а цепями и в рассыпном строю. Но такие моменты остаются где-то на периферии восприятия, совершенно не портят общего впечатления и не мешают главному – донести идею, мысль. А тут целый смысловой пласт поднят!.. Народ, не желающий жертвовать за свою свободу жизнью мужчин, будет вынужден жертвовать жизнями женщин, стариков и детей… В лихую годину на-ши потрясающие женщины (бабы, дамы, девушки) не раз подавали пример героизма и самопожертвования, вдохновляя мужей на подвиги. «В нас есть суровая свобода, на слезы обрекая мать, бессмертье своего народа своею смертью поку-пать» (К.М. Симонов). Так было, есть и будет всегда. И 1000 и 100 лет назад и сейчас вновь над страной сгущаются тучи, но многие пока этого не замечают. Для меня с сослуживцами, имеющими доступ к закрытой информации, состояние войны вообще перманентно. Оно как хроническая болезнь, имеет свои рецидивы обострения и периоды ремиссии. И это правильно! Часовые должны бдеть постоянно, чтобы остальной народ мог спокойно строить мирную жизнь. Но в нужный момент кому-то надо подать сигнал тревоги, мобилизующий всю страну, и принять на себя первый удар врага,– именно в этом суть военного служения. Не всем такая жизнь, полная тревог и лишений подходит. Но я ее выбрал когда-то в юности и не жалею! Когда в фильме увидел сцену стрижки волос у «новобраниц», их переодевание в «рубище», уравнявшее бывших дворянских светских львиц и вчерашних крестьянок, накатило ощущение дежавю: в свои 17 лет при поступлении в Рязанское десантное училище я прошел через это! И, хотя парикмахер предложил тогда сделать мне короткую прическу, я, тогдашний советский пионер, комсомолец и безбожник, нутром почувствовал, что наступил великий миг полного разрыва с прошлой жизнью и вступления в новое для меня, освещенное веками братство воинов, которое во многом сродни монашескому ордену (да-да!), и решил «принять полный постриг»… В фильме есть эпизод, когда одна из уже прошедших отбор «новобраниц», увидев результат стрижки «наголо», не выдержав, убегает. Это ведь серьезное испытание для дорожащих своей привлекательностью дам, да и парней: в некоторых советских фильмах «про армию» резала глаз «патлатость» солдат-срочников, чьи роли исполняли часто студенты театральных ВУЗов или ВГИКа, наотрез не соглашавшихся «оболваниться». Им следовало бы знать, что когда советской кинозвезде №1, великой актрисе, Народной артистке СССР Любови Орловой режиссер «скомандовал» постричься «налысо» и надеть парик, необходимый для роли, та ни словом не возразила! …Когда девушек, прошедших через призывной «конвейер», впервые по-строили на батальонном плацу: молодых, хрупких и беззащитных (кроме Дуси!), в памяти всплыла песня Виктора Берковского «…Вспомните ребята, вспомните ребята, разве это выразить словами, как они стояли у военкомата с бритыми навечно головами…». И опять ком в горле, как подумаешь, что их ожидает! С этого момента я вообще перестал воспринимать происходящее на экране, как кино! Я видел только подлинную жизнь! И смерть… Не могу особенно кого-то из артистов выделить – все сыграли сильно и ровно, даже в эпизодах, так, как и должно быть в сплоченном воинском коллективе (пишу без кавычек). Уверен, что этот опыт им пригодится в дальнейшей актерской карьере, успехов в которой я всем без сомнения желаю за заслуги перед страной, за большой труд над этим видеополотном, участие в котором, на мой взгляд, вписало их имена в историю нашего кинематографа! Успел уже почитать впечатления нескольких актрис от процесса съемок (некоторые получили такой опыт, что решили стать каскадерами!). Их там «гоняли» как настоящих призывников-новобранцев на «курсе молодого бойца»! Результат этого, с поправкой на половую особенность «контингента», продемонстрированный на экране – вполне меня, удовлетворил. А я трижды учил «с нуля» новобранцев и знаю, о чем говорю! Консультанты провели огромную работу, помогая воссоздать по крупицам ту эпоху. Мой брат – эксперт в области истории техники, мы с ним много говорим на эту тему. Я сам изучал историю военного искусства в военном училище и академии, с детства люблю этот предмет, общаюсь с «реконструкторами» и смею надеяться, что кое-что в этом понимаю. Экипировка, вооружение, фортификация тех лет и множество мелочей, которые влияют на целостное восприятие отображаемого времени и ситуации вполне аутентичны! Чувствуется, что весь съемочный состав потрудился с полной самоотдачей, воплощая замысел сценариста, режиссера и продюсеров, которые глубоко изучили исторический материал, правильно его подали, не соврав в главном ни капли! В эпоху «погружаешься» сразу и безоговорочно, а война показана такой, какая она есть: жестокой, страшной, грязной и кровавой… Понятно, что художественное произведение – всего лишь фантазия автора, отражающая его взгляд на вещи, пусть и ложащаяся на реальные события и про-тотипы. Но в том и состоит мастерство художника, чтобы заставить поверить людей в его творение. Здесь я с полной ответственностью говорю: Авраменко, Месхиеву Угольникову, Бондарчуку, Рудовскому ВЕРЮ!!! Когда великий Чарли Чаплин увидел в советском фильме «Баллада о солдате», как немецкий танк гоняется по полю боя за одиноким нашим бойцом, норовя раздавить его гусеницами (толи патроны у пулемета кончились, толи звериный инстинкт у механика проснулся), он сказал: «Это – абсолютная неправда, но это – абсолютное искусство!». Я не слишком хорошо воспринимаю абстракционизм в живописи, хотя и окончил когда-то художественную школу, но знаю, что сила произведения искусства, повторяю, не в реалистичности отображения действительности (иначе, например, фотограф средней руки стал бы королем среди художников), а в умении пронзить душу человека! Чем всегда и славилась отечественная киношкола, не нуждавшаяся в дорогостоящих голливудских компьютерных технологиях для придания зрелищности, которая зачастую остается в блокбастерах едва ли не единственной причиной кассового успеха. Хотя и в этом команда создателей «Батальона» не сплоховала, создав за весьма скромные 10 «лямов зеленых» неплохую визуальную составляющую, и обойдясь, по-моему, вообще без спецэффектов! Подбор актеров по социально-культурным «типажам» поражает точностью, и очень заметно удивительное сходство Марии Ароновой с ее прототипом! Авторы бережно отнеслись к первоисточникам, внимательно изучили не слишком обширный материал о батальоне Бочкаревой, и постарались даже в мелочах соблюсти историческую правду. Я сперва думал, что отмашка рук «а-ля Чебурашка» у «солдаток» при маршировке в строю - это просто недогляд режиссера, но в самом конце, когда показали кадры реальной кинохроники, я увидел и этот трогательный момент! Как же им, реальным «бочкаревкам», было нелегко с такой координацией движений осваивать военную науку! Даже сейчас солдат-срочников не посылают у нас в бой, пока они не отслужат хотя бы полгода, а в 1917-м у девушек вряд ли было столько времени на подготовку. И ведь «ура-патриотический» запал у большинства населения царской России к третьему году войны давно прошел. Тем более ценен искренний порыв женщин-добровольцев, которые к то-му же весьма смутно представляли себе, на что идут… Зато прошедшая через ужасы реальных боевых ситуаций младший унтер-офицер и Георгиевский кавалер Мария Бочкарева четко знала, что никакая физическая или стрелковая тренировка не подготовит из женщины, чье предназначение давать жизнь, того, кто должен жизнь отнимать. Поэтому эпизод, где она учит воспитанных в уважении к человеческой личности дам бить друг друга по лицу, воспитывая агрессию, пусть никого не шокирует! Это абсолютно оправдано! Я знаю, что, даже имея черный пояс по каратэ, привыкший к «боям по правилам» спортсмен может уступить в уличной драке менее подготовленному, но имеющему опыт реальных жестоких стычек хулигану. Просто подавляющему большинству нормальных людей невозможно сходу преодолеть такой нравственно-психический рубеж, как физическое унижение другого человека (что и показала героиня Марии Кожевниковой). А уж когда дело дойдет до необходимости убивать в бою, душевные колебания должны быть давно пережиты, и все сомнения отметены, ибо секундное промедление может стоить тебе жизни! Кто служил в подразделениях, где боевая подготовка проводится не для «галочки», а с «прицелом» на службу в «горячих точках», знают, что опытные командиры обязательно проводят между бойцами жесткие спарринги! Так что не зря комбат Бочкарева морально и физически «истязала» своих подопечных, а фильм можно похвалить и за учет этого важнейшего психолого-педагогического момента! Такой шоковый прессинг заодно позволял «отсеять» из будущего воинского коллектива людей, заведомо не подходящих по устойчивости к стрессовым, болевым и физическим нагрузкам реальной боевой обстановки. И только так можно было проверить на прочность глубину мотивации и твердость желания «новобраниц» вступить в бой. То, что обоснованию этой мотивации в фильме уделено недостаточно внимания (только месть за погибшего жениха показана), я считаю единственным серьезным недочетом проекта, но, видимо, у авторов были какие-то временные ограничения. Уместить такую историю в 2 часа, раскрыв главное в ней – дорогого стоит! Я уверен в успехе «Батальона»: ему поможет удачное сочетание нескольких актуальных трендов. Растущее патриотическое настроение у населения страны, повышенный интерес накануне праздников к отечественной военной истории в целом и к I Мировой войне в частности, восстановление нашей военной мощи. Но главное, чем наш народ славился всегда, чем всегда превозмогал любого супоста-та, и что красной нитью проходит через весь сюжет – это духовная сила! Прежде всего – способность к самопожертвованию во имя общего дела. Именно эта составляющая нашего могущества прекрасно воспета в фильме, за что всем его создателям низкий поклон! Как говорил Ленин: «Победа в конечном итоге обуславливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь». Так что главным предназначением реального женского батальона было не самим ходить в штыковую атаку и брать штурмом немецкие позиции (хотя и эту чашу им довелось испить), а именно воодушевление полуразложившейся «солдатской массы», возвращение им черт воинства. (Что и было, вероятно, достигнуто, раз опыт признали успешным и затем формировали другие женские батальоны). Так что «старик Керенский» был не так уж глуп! Башаров неплохо справился со своей небольшой, но важной ролью! Жаль, что на других реальных исторических фигур не хватило экранного времени, только фильм все же аллегоричен по своему посылу, так что не в персоналиях дело: можно было на такой сюжет даже сагу снять. Но в том то и прелесть, что все это реально было в нашем прошлом! Не нужно никаких фэнтези и прочих выдумок. Отечественная история – бездонный источник для вдохновения, надо лишь изучать ее! После такого фильма учебника у многих молодых зрителей наверняка возникнет побуждение узнать подробности о показанных событиях, расширить свой исторический кругозор, заняться самообразованием вообще, что является ключом к становлению личности и гражданина. А это важнейшее дело для страны! Особенно сейчас. Мы преодолеваем кризис духовных ценностей, случившийся в 90-х, Россия все активнее строит новую жизнь, возвращает свое законное место на мировой арене. Но это кое-кому не нравится «за бугром», и они заваливают наш кинорынок зрелищными, но бездуховными поделками, в которых зачастую представляют россиян отрицательно. А ведь эту же продукцию смотрит весь мир! Неудивительно, что у многих иностранцев искаженное представление о России. Да и в мозгах многих наших молодых (и не очень) граждан каша в голове. Мы остановились в своем падении нравов на самом краю! Нам хватило сил, в отличие от той же Украины, осознать, куда ведет путь, навязываемый Западом: нас хотели ослабить (и прежде всего – духовно!). Но что-то есть в нашем народе, позволяющее всегда преодолевать смут-ные времена и возвращаться на верную дорогу. И до соседей ближних и дальних надо активней доносить правду о нас, не жалея на это сил и средств: рано или поздно все окупится. Искусство (в том числе – кино) в этом первый помощник. Вы не задумывались, почему практически во всем мире неплохо относятся к Японии и японцам? А у них целое государственное ведомство есть, главной задачей которого является создание у всего населения Земли (!) «благоприятно воспринимаемого образа Японии». Посмотрите, как ненавязчиво, но успешно популяризируют они во всем мире свою кухню, боевые искусства, анимэ, манга, икэбану и т. д. и т. п. Молодцы! Вот что значит мирная культурная экспансия! Им можно не сильно тратиться на оборону (по их закону не более 1% ВВП!), ведь не будет же кто-то нападать на такое милое и маленькое государство, которому все симпатизируют. Но у Японии почти нет природных ресурсов (я на самом деле преклоняюсь перед этой нацией, сумевшей в таких условиях построить великое государство и сохранить свою древнюю культуру), а у России есть… И этот фактор никуда не денешь! Спасибо Ермаку, Дежневу, Хабарову и Берингу, что нам сейчас есть, чем торговать… А вот кое-кому кажется, что «…принадлежность Сибири одной только России есть величайшая несправедливость»!!! Поэтому балет, матрешки, Чебурашка и другие культурные «козыри» – это хорошо, но без сильной Армии они бы нас не спасли! (Ибо сказано: «Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом»). Так что фильм «Батальонъ» способствует решению многих культурных и пропагандистских задач (кто сказал, что пропаганда, это плохо? Это тоже оружие!): укрепление духа нации через патриотическое воспитание, образование населения на реальном историческом примере, создание у иностранцев правильного восприятия черт нашего народа и его истории (оно же – предупреждение кое-кому, что «наш бронепоезд стоит на запасном пути»). Кто думает, что морально-психологическая готовность к решительным действиям в бою (а также в спорте и в любых сложных жизненных обстоятельствах!) – мало значимый фактор в эпоху оружия массового поражения, могу сказать по секрету, что это учитывается даже в математических моделях боевых действий! Способность войск продолжать выполнять боевую задачу, невзирая на потери, является критически важной! Вспомните о 300 спартанцах, 28 панфиловцах и роте псковских десантников: эти малочисленные формирования своим героизмом и самопожертвованием сумели нанести многократно превосходящему противнику серьезный ущерб (в том числе – пошатнуть его боевой дух!) и обеспечить выигрыш времени для перегруппировки основных сил своих войск, что приводило в конечном итоге к победе. Достигался такой результат боя очень высокой ценой – почти все герои погибали. И из 170 бойцов 1-го женского батальона смерти, принимавших участие в боестолкновениях, погибло 30 и было ранено 70. То есть общие потери за сравнительно короткий период составили почти 59%, в том числе 18% – безвозвратные. По современным меркам это очень много! Когда потери среди американских экипажей, бомбивших Северный Вьетнам, превысили всего лишь 5%, летный состав был на грани бунта, отказываясь выполнять полеты над территорией противника. Но в США всегда шла «ротация» экипажей. Во II Миро-вой, например, от них по контракту требовалось выполнить только 25 (!) обяза-тельных боевых вылетов, потом – замена/пополнение. А пополнять отряд Бочка-ревой, учитывая его особенность, было очень сложно... Но пройдя через переживания первых боевых утрат, закалившись в штыковых атаках (а даже за участие в одной такой в гитлеровской армии вручали почетный нагрудный знак!), «1-й бес-смертный» доказал, что наша женщина, когда потребуется, «…коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!» Тогда погибая, зачастую из-за недостатка опыта или сил, они сейчас взывают с экрана к нашей совести, учат тому, какой моральный выбор должен делать в критической ситуации человек, чтобы потом не чувствовать себя всю оставшуюся жизнь полным дерьмом! Мы, народы России, долго живущие под одним небом и привыкшие к непростым природным условиям (по жесткости климата впереди нас во всем мире только Монголия), научившиеся совместно бороться с общей бедой, развили в себе эту важнейшую способность – стойко переносить тяготы и лишения жизни (как дословно говориться в нашем воинском уставе!). Не зря есть шутка, что «наш уровень жизни – это европейский (американский) уровень смерти». Мы сравнительно небогаты материально в основной своей массе. И это на самом деле неплохо, что большинству из нас «нечего терять», это позволяет сосредоточиться на накоплении других ценностей! К примеру, считается, что буддийскому монаху для жизни достаточно иметь всего восемь вещей: халат, пояс, сандалии, посох, иглу для починки одежды, бритву, чашу для сбора подаяния и четки для молитвы. А мирянин, стремящийся к постижению Бога, для успешного духовного роста должен быть свободен от вещей, отвлекающих от этого. И к числу этих вещей относится даже собственный дом, если уход за ним отнимает слишком много времени! Свобода от «вещизма» была важной чертой советского воспитания и образа жизни. Нас, родившихся в СССР, по прежнему большинство в России. Мы, конечно, трудились за деньги, но никогда не поклонялись «золотому тельцу». А сей-час, вступив в возраст наставничества, все яснее видим, к чему может привести нашу молодежь «потребительский уклон». И должны использовать весь свой авторитет, весь накопленный народом опыт, чтобы не допустить превращения у нее накопительства в жизненный идеал! Как сказала Алла Борисовна: «денег должно быть ровно столько, чтобы не чувствовать себя униженным». А избыток материальных ценностей у людей ослабляет нацию в целом. Даже похожий на нас, но живший в существенно большем достатке братский сербский народ не выдержал натовских бомбардировок, повлекших в сравнении с Донбассом намного меньшие разрушения и потери в населении. Я больше года прослужил в «голубых касках», контингенте IFOR в бывшей Югославии, много общался с местным населением, и глядя на богатые двухэтажные особняки со встроенными гаражами, из которых почти сплошь состояли окраины Сараево, вопрошал: «Будалы! Зашта вам эта рата?» (Дураки! Зачем вам эта война?. Вы уже давно имели то, к чему большинство нашего населения в обозримом будущем и не приблизится. Те в ответ разводили руками – видно сами не понимая, что заставило сытых и обеспеченных людей убивать друг друга. Видно, что-то не поделили! Ибо мошна человеческая ненаполнима в принципе, и в погоне за материальным, неизбежно утрачиваешь духовное, что приводит к печальным последствиям. Там (в Боснии и Сербии) были и патриоты, но их пересилило большинство населения, стремившееся сохранить «сытный кусок европейского пирога». Довольно скоро пораженческая элита страны фактически «легла» под Запад, выведя полностью боеспособную армию (не понесшую практически никаких потерь!) из священного для сербов Косовского края и предав на растерзание весьма предвзятого Гаагского трибунала своих прежних государственных лидеров. Несломленный тюрьмой президент Милошевич, истинный патриот и прозорливый политик, перед смертью обращался к нашему народу с предупреждением, что мы – следующие на очереди у Запада. Сейчас в их разорванной стране наступило запоздалое отрезвление, но историю назад не вернешь… Мы же, облились кровушкой, но свой небольшой кусок Кавказских гор ни-кому не отдали! И жителей тех гор убедили, что так будет лучше. Для всех! Я по-сле такого сравнения изрядно наш народ зауважал и свою личную самооценку повысил. В нашей многонациональной стране невозможно было бы жить, если бы народы не находили взаимопонимание. И ведь века уже так живем! Процесс ста-новления такого «консенсуса» был долгим и болезненным, но теперь – это наше общее важнейшее достижение, и нельзя от него ни шагу отступать! Даже непримиримый лидер горского сопротивления в Кавказской войне середины XIX века имам Шамиль признал со временем, что если бы он изначально лучше знал русский народ, его культуру и историю, то совсем иначе бы жил. Он благословил своих сыновей на службу в русской армии. Его примеру последовало и остальное население Дагестана, Чечни и других народов Кавказа. Есть прекрасный пример того, насколько боевое братство сплачивало людей и воспитывало в них взаимное уважение к культурам и религии соседей. На фронтах I Мировой войны героически сражалась «дикая дивизия», состоявшая из 6 кавалерийских полков, каждый из которых составляли представители в основном одной национальности. Большинство из них исповедовало Ислам. Из уважения к этому для награждения отличившихся был разработан особый вид Георгиевского креста, в центре которого вместо христианского святого на коне поместили императорский вензель. Но награждаемые воины-мусульмане, которыми командовали русские дворяне, подававшие пример бесстрашия и награжденные «стандартными Георгиями», требовали себе такой же крест, как и у них: «с джигитом»! Я сам – родом с Кавказа, в моей крови бурлит гремучая смесь, но осознанно считаю себя русским, прежде всего по духу и культуре! Здравомыслящие люди всех коренных наций, населяющих нашу страну, признают объединяющую роль русского народа. Он – стержень государства, именно за него Сталин произнес тост на празднике в Кремле в честь Победы. Не умаляя достижений всех остальных культур, красоту и образность языков, общепризнано, что русский язык был и является основой эффективного межнационального общения. «Ты богат словами, как весна цветами, русский выразительный язык. Ты помог родиться дружбе между нами, русский поразительный язык!», – писал любимый мной адыгейский поэт, ветеран ВОВ Киримизе Жанэ. В интернете несколько лет назад много было ссылок на мудрую фразу одного московского (кажется) армянина: «если в России русским будет хорошо, то и всем будет хорошо». И это правильно! Но, видимо для того, чтобы русские могли по-прежнему считать себя достойными «нести крест» государствообразующей нации, чтобы мы не забывали, к чему ради свободы своей страны и уважения соседей мы должны быть всегда готовы, Господь постоянно «держит нас в тонусе». И слава Богу, пока справляемся! Когда в 2008 году разразился Грузино – Юго-Осетинский конфликт, то имевшая численное превосходство, отлично оснащенная грузинская армия, получившая от Израиля новые системы управления и разведки, оснащенная американскими «Хаммерами», модернизированными (в т. ч. на Украине!) танками Т-72 и зенитными комплексами «Бук» (с украинскими же расчетами!) не смогла до конца сломить во время внезапного удара сопротивление небольших местных иррегулярных сил самообороны и российского миротворческого батальона. А потом позорно бежала от русских устаревших Т-62 без активной брони, вышедших через Рокский туннель на оперативный простор! Ну не вояки оказались «картвело тхели» у Саакашвили, сколько их не вооружай! То же происходит и на Донбассе: ополчение двух небольших регионов, представляющее по сути партизанскую армию без авиации и (первоначально) тяжелого вооружения, не имевшее единого командования и системы обеспечения боевых действий, сумело остановить и отбросить армию крупного европейского государства, в которой служили люди того же этноса! Только вот между братьями-славянами в противоборствующих сторонах была одна разница в – мотивации их действий! Именно осознание своей исторической правоты дало ополченцам нужную силу духа! Даже когда родители растаскивают дерущихся малышей, у них главный аргумент в свое оправдание: «…а он первый начал!». И русские на Донбассе взялись за оружие только ПОСЛЕ того, как осознали, что «националисты-западенцы», науськиваемые нашими давними «злейшими партнерами» и подготовленные на их деньги, покушаются на самые основы нашего народа – на его язык и духовные ценности! ПОСЛЕ того, как увидели в Одессе и Мариуполе, какие зверства им уготованы! …Так уже было 74 года назад. И тогда тоже сплочению народа помогло осознание того, «кто виноват» и «что делать»: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! Анна Ахматова «Мужество» 1942 г. …Не мы виной, что для нас в который раз становится актуальным призыв: «…наше дело правое, враг будет разбит, Победа будет за нами!» Наберите в интернет-поисковике слово «Герника» и почитайте... Кому интересно, могу добавить отсутствующий в Википедии нюанс: маленькие репродукции этой картины Пабло Пикассо испанские бойцы интербригад носили в нагрудном кармане рядом с фотографиями родных и близких! Эта исполненная в манере кубизма аллегория звала патриотов на бой и была одним из символов со-противления франкистам. За создание этого полотна Гитлер объявил художника личным врагом! И неспроста! Он понимал значение таких вещей. Так и фильм «Батальонъ»: аллегоричен, возможно, неточен в деталях и кое в чем неполон, но он дает всем нам очень правильный и своевременный мощнейший посыл истин-ного патриотизма! И сейчас «забугорные» военные эксперты и политики прекрасно осознают, в чем сила нашего народа, прилагая огромные усилия, чтобы нас ее лишить, поэтому фильмы, подобные «Батальону» – наш современный «ответ Чемберлену»: их надо смотреть и впитывать всем, кому дорога Россия!!!